2.3. Храм Иоанна Богослова
Ближайший храм к входу в Старый Город называется храм «Святого Иоанна Богослова». Раньше храм назывался - Св. Иоанна Евангелиста. Построен он был в XIV веке и принадлежит к Святой Армянской Апостольской Православной Церкви. На армянском языке его название звучит как «Сурб Ованес Аствацабан».
Как известно, Иоанн Богослов - один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Он же еще и является кузеном Иисуса Христа по матери.
Следует сказать, что церкви Карантина, возведенные в XIV или в самом начале XV в. являются базиликами с одной выступающей наружу апсидой.
Этот храм относится к строениям Генуэзской крепости и является типичным армянским культовым строением и создан в духе аналогичных церквей на территории Армении и Крыма.
Церковь Иоанна Богослова не отличается значительным количеством декоративных элементов — они сохранились лишь над дверью внутреннего дворика (орнамент, кресты хачкары). Благодаря своеобразной архитектуре, храм Иоанна Богослова обладает очень хорошей акустикой. Возможно, из-за отсутствия какого-то нибыло убранства внутри.
Снаружи в стены древнего храма также красиво встроены изображения крестов, хачкары. Армянские церкви украшались такими изображениями в честь знаменательных событий. На некоторых хачкарах написаны знаменательные события, в честь которым они были созданы - это помогает ученым воссоздавать исторические факты далёких времен. Иногда на хачкарах нет надписей, в этом случае они считаются просто оберегами.
Храм представляет собой сооружение зального типа, прямоугольное в плане с полукруглой на восточной стороне апсидой, получившей из-за фундаментов бывшего здесь предыдущего здания неточное полуциркульное очертание. Помещение перекрыто сводом стрельчатого очертания, который усилен двумя подпружными арками, опирающимися на пилястры. Расстояния между стрельчатого контура арками, западной стеной и апсидной аркой равные. Продольные стены скреплены двумя поперечными стальными стяжками. Проемы дверей обрамлены профилированными наличниками с резьбой и покрыты каменными плитами по сводам.
Стены церкви сложены из относительно правильных квадров бута. Пилястры, арки, своды и оконные обрамления выполнены из тёсаного известняка. Порталы украшены профилированными наличниками. Стены оштукатурены, местами повторно. Например, внешняя поверхность алтарной апсиды покрыта тремя разновременными слоями штукатурки: одна – жёлтого цвета, другая – красного, с толчёным кирпичом, третья – затирка слегка розового цвета.
По периметру всех стен храма идет каменная скамья. С западной стороны к церкви примыкает притвор (достройка к церкви).
Судя по выступающим в интерьере конструкциям основания, на месте нынешней церкви существовало другое сооружение, выполненное из мелких камней грубой кладки. Видимо, это была наспех построенная часовня, которую вскоре заменили приходской церковью во имя Святого Иоанна Богослова, или Иоанна Евангелиста (размеры: 11х6,5 м). Прежнее сооружение подверглось коренной перестройке: на 1,5 м была увеличена ширина молитвенного зала, а пол понижен на 0,5 м, вследствие чего и открылись фундаменты старого здания, образовавшие вдоль продольных стен интерьера каменные скамьи.
В литературе сведения о церкви известны с конца XVIII века. На плане Кафы, составленном русскими картографами в 1784 году, она фигурирует под номером 18, а в экспликации – как «Церковь Св. Иоанна Богослова с фресками» 3. В одной заметке 60-х годов XIX века говорится об использовании церковного здания в качестве магазина, а также о продолжавшемся разрушении притвора. В 10-х годах ХХ века, как и в других церквях бывшей Армянской крепости, для укрепления сводов в верхней части продольных стен были устроены две поперечные стальные затяжки.
Церковь и её притвор впервые были обследованы археологами в 70-х годах ХХ века. Параллельно их изысканиям сотрудниками Укрпроектреставрации велись обмерные работы. С 1976 года под руководством Е. И. Лопушинской выполнялись восстановительные работы, как то заполнение утраченных участков кладки, реставрация каменных скамей, устройство кровельного покрытия и отмостки.
Высота алтарного возвышения относительно пола молитвенного зала составляет 0,7 м, в зависимости от наличия фундамента предыдущего здания. Основное освещение поступало с западной стороны, из трёх почти квадратных окон. Есть также маленький оконный проём на восточной стороне. Он устроен не как у большинства церквей, в алтарной апсиде, а выше арки – под шелыгой свода. Две двери церкви, с запада и севера, обеспечивали заполнение внутреннего помещения и эвакуацию посетителей.
Интерьер молитвенного зала отличается скромностью декоративного убранства. Пилястры завершены простыми тягами, в центре апсиды вместо окна – небольшое декоративное пятно, а в среднем пролёте северной стены, ближе к алтарной апсиде, – арочная ниша с купелью. Такое оформление связано было не только с необходимостью подчеркнуть стройность пропорций и изящество объёмных форм интерьера, но и с целью обратить внимание посетителей на покрывавшие стены фрески, от которых сохранились незначительные фрагменты.
Интерес представляет маленький хачкар (20х35 см), вставленный в бутовую кладку левого пролёта южной стены, выше венчающего пилястру профиля.
Внешний вид церкви довольно прост. Прямоугольный сводчатый объём взят под двухскатную кровлю. На востоке, над полуцилиндром апсиды она имеет форму полконуса. Гладкие стены из разновеликих камней с тщательно затёртыми швами завершаются тонким карнизом. Особое внимание уделено оформлению однотипных порталов – главных архитектурно-художественных элементов внешнего убранства здания.
Выше наличников устроены стрельчатые ниши, практиковавшиеся во многих порталах культовых сооружений крымских армян. Каждая из ниш обрамлена выступающим с плоскости стены стрельчатым ободом, «ножки» которого опираются на консоли. В таких нишах, оштукатуренных внутри, как правило, помещались изображения святых, поэтому можно предположить, что в нише западного портала некогда была роспись, изображавшая Святого Иоанна Богослова.
Притвор, возведённый вскоре после церкви – в XIV веке, относится к четырёхколонному типу. В настоящее время здание отреставрировано на высоту внешних стен без внутренних опор и перекрытия, которые в середине XIX столетия уже не существовали. Ширина притвора больше ширины церкви, а форма плана несколько необычная, иррегулярно-пятигранная, скошенная в северо-западной части. Несомненно, это было продиктовано существовавшей до возведения притвора окружавшей застройкой. По этой же причине дверные проёмы были устроены не по традиции с западной стороны, а иначе. Один из них размещён в северной стене, два других – в южной. Причём вначале появился проём в восточной половине южной стены, а позднее – в западной. Юго-восточный угол притвора поддерживается контрфорсом.
Другая композиционная особенность притвора – его пониженное относительно церкви расположение, продиктованное крутым уклоном участка в западную сторону. Как в аналогичных случаях в Армении, например, в Ахпате и Нор-Гетике1, в притворе, перед западным входом в церковь, устроена многоступенчатая лестница, подчёркивающая величие портала.
Перекрытие притвора – традиционное, из трёх параллельно расположенных в продольном направлении стрельчатых сводов, незначительные следы примыкания которых удалось проследить на западном фасаде церкви.
В 1976 году при раскопках притвора были обнаружены следы четырёх внутренних опор. Выяснилось не только местоположение опор, но и архитектурная форма стоявших на них баз. Последние состояли из квадратного в плане низа, переходящего в восьмигранный верх. Фусты и капители не сохранились. На них, очевидно, опирались подпружные арки, поддерживавшие сводчатые перекрытия нефов. По ширине нефы разные: боковые более узкие, нежели средний, который в зависимости от своего местоположения имел повышенную стрельчатую форму.
На гравюре, опубликованной в альбоме Е. Вильнева, базы не показаны, а капители заменены профилированными тягами. Консоли же подпружных арок, полагаем, были простыми, как это показано на проекте реконструкции притвора. Интерес представляют шесть больших плит, обнаруженных в полу притвора возле северного и юго-восточного дверных проёмов. Из них три по периметру обрамлены профилированными рамами и на лицевой поверхности имеют по два круга. Надписи отсутствуют и назначение плит ещё никем не определялось. По нашему мнению, это надгробия захоронений представителей церковной и светской знати. Подобные захоронения часто практиковались в притворах Армении и в данном случае могут служить показателем значимости церкви Святого Иоанна Богослова в жизни средневековой армянской колонии Кафы.
В связи с захоронениями притвор отличался ещё одной особенностью. В его юго-восточном углу располагался киворий, от которого к 1987 году сохранилась оригинальная капитель колонки, расположенная с внутренней стороны южной стены. Промежуток от капители до угла помещения занимала четырёхлопастная арочка с фестонами. Наличие этих деталей позволяет схематически восстановить архитектурную форму кивория, служившего для проведения различных церковных обрядов, в их числе и панихид по усопшим.
Киворий был сооружён в процессе строительства притвора. Это подтверждается включением части пристенной капители в каменную кладку южной стены и наличием в восточной стене небольшой ниши. Киворий состоял из двух высоких колонок – угловой и пристенной, прикрытых, как и в кивории церкви Святых Архангелов Габриела и Микаела в Феодосии, четырёхскатным покрытием с крестом на пике. Пол был выше пола притвора на две ступени, а за алтарным столом помещалась неглубокая арочная
ниша с выступавшим замковым камнем. Интересна художественная форма капители, состоящей из объединённых поверху стрельчатых нишек, выступающих на треугольных консолях. Подобные детали практиковались не только в армянских сооружениях Крыма, но и в произведениях крымских татар.
В процессе выполнения ремонтных работ в конце 1980-х годов допущены существенные искажения: был понижен пол в западной части помещения и, что более печально, уничтожены стенная ниша и капитель кивория в юго-восточном углу. Таким образом, были ликвидированы формировавшие архитектурную ситуацию этого участка важнейшие элементы, необходимые для его научной реставрации.
Как освещался притвор, неизвестно. Учитывая отсутствие следов оконных проёмов на стенах ниже основания перекрытия, можно предположить об их расположении на западной стороне. Источником дополнительного освещения служило небольшое окно в северной стене.
Декоративное убранство притвора скромное. Надо полагать, интерьер украшали резные капителями и консоли, а также киворий с художественно выразительным венчающим покрытием. В наружном декоре основной акцент сосредоточен на порталах. Северный представлен углублённым в стену прямоугольным обрамлением. В отличие от него южный портал, по аналогии с порталами церкви, имеет прямоугольный, выступающий из стены профилированный наличник. Венчает его стрельчатой конфигурации
ниша, обведённая прямоугольным в срезе ободом. Ножки обода, имеющего аналогичный стрельчатый контур, «основаны» на консолях.
Внешний облик притвора показателен для армянских памятников подобного назначения. Невысокие гладкие стены, завершённые тонким карнизом, и пологая двускатная кровля подчёркивали приземистость здания, которое, будучи расположенным на крутом рельефе, ниже церкви, усиливало её доминирующее значение.
Во второй половине XV века, когда Каффа перешла под власть Османской империи, церковь Иоанна Богослова была разграблена и на столетия заброшена.