2.7. Церковь Дмитрия Солунского

Церковь Святого Димитрия Солунского (другое название — Святого Стефана) — памятник архитектуры XIV века.

Построена в XIV веке предположительно греческой общиной на территории городской цитадели. Возможно, позже принадлежала армянской церкви.

Храм отличается строгой архитектурой, простотой форм и скромными размерами. Эта церковь находится под охраной ЮНЕСКО. В интерьере сохранились остатки фресок, вероятно выполненные византийским и русским иконописцем Феофаном Греком. Прямых подтверждений этому нет, но известно, что Феофан Грек расписывал храмы в Кафе так раз в период строительства этой церкви. В мозаиках храма четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку.

tserkof dmitriya solunskogo

Роспись – главное достояние храма. Храм является небольшим прямоугольным строением 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным серым камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Никаких украшений снаружи не имеет.

В лучшем состоянии находятся росписи алтарной апсиды. Сейчас от фресок сохранились лишь небольшие фрагменты, около 40 кв метров.  «Христос на троне» (фигура Христа, справа от которого стоит Иоанн Креститель, а слева — Богородица). «Евхаристия» (слева — Христос с чашей и шесть апостолов, справа — Христос с хлебом и шесть учеников). «Богородица с младенцем». На западной стене — фрагменты «Страшного Суда». Все они выполнены в византийском стиле. Часть фресок содержит надписи на греческом языке, что позволило считать храм греческим.

Процесс изготовления фресок очень трудоемкий, поэтому для этого нанимались только очень опытные мастера. Готовили раствор из негашеной извести, которая гасилась в течение 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз. Этот раствор накладывали на стены в 3 слоя . Первый слой основного раствора извести, второй – известь, песок и овечья шерсть, третий – самый тонкий, без добавок, по которому шла роспись. Фрески расписывали по мокрой штукатурке. У художника было около 5 часов на то, чтобы расписать оштукатуренный участок.

За многовековую историю Храма, ему пришлось многое пережить. Если генуэзцы лояльно относились к различным верованиям жителей города и не вмешивались в их религиозные предпочтения, то турки, захватившие Кафу в 1475 году, разрушали христианские храмы, перестраивали их в мечети или, уничтожая фрески и христианские атрибуты. Они использовали здания в хозяйственных целях. К счастью все фрески успели забелить, тем самым их сохранив. В советское время  небольшой временной отрезок был склад горюче-смазочных материаллов.

Историки точно знают, что строительные составы на основе яиц в древности применялись часто. Что касается погибших животных, их части, а именно шерсть, можно увидеть даже в штукотурке.  Её добавляли в раствор для получения более «теплого раствора».

Не смотря на высокую прочность храмовая конструкция пострадала после землетрясения 1927 года. Хотя еще до революции храм находился в аварийном состоянии 1911-12 годах был сделан ремонт стену скрепили четырьмя железными стяжками. В 1927 стены церкви покрылись трещинами, часть фресок осыпалась. Одна из трещин прошла по алтарной части апсиды. Тогда за ремонт и сохранение фресок храма взялись феодосийские художники Константин Богаевский и Николай Барсамов. При СССР была также проведена комплексная ее реставрация церкви – в 1955-1956 гг.

Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Со временем крыша у храма прохудилась и вода начала по фрескам протекать во внутрь помещения.

К счастью, на храм обратила внимание Алина Кабаева, на средства фонда которой был произведен капитальный ремонт помещения. Реставрацию проводили специалисты «Коневских Реставрационных Мастерских» из Санкт-Петербурга.

Не обошлось и без чудес. Около 15 лет назад на стене проступил лик, ровно в том месте, где он был изображен на древней фреске, хотя никакого красочного слоя там не осталось.

На голой штукатурке лик проступал совершенно отчетливо, и вид его вызывал священный трепет и чувство соприкосновения с иной реальностью.

К сожалению, при проведении последних реставрационных работ, это место заштукатурили, оставив только сохранившийся красочный слой.

При освящении в храм Дмитрия Солунского поместили деревянный крест с частицей мощей Дмитрия Солунского.

Отреставрированный храм был освящен 21 мая 2023 года.

Слева от постройки находится древний армянский фонтан, построенный в 1491 году. Примечателен он тем, что является частью средневекового городского водопровода. Именно такие фонтаны обеспечивали водой крымский полуостров многие века и были единственным питьевым источником до вхождения Крыма в состав Российской Империи.