2.4. Храм Иверской иконы Божьей Матери
В XIV веке две трети населения Феодосии составляли армяне. Впервые армяне появились на полуострове в составе войск Митридата Евпатора в 1-м веке д.н.э. Следующая массовая волна переселений пришлась на X-XI века. Армяне образовали армянское поселение, которое называлось «армянская слобода». Затем они обнесли свое поселение стеной, примыкавшей к стенам генуэзской крепости, а район был назван «Айоц берд – армянская крепость». На территории было 5 армянских крепостей, 4 из которых дошли до наших дней.
Самой большой из этих церквей была Церковь Иверской иконы Богоматери. Она имеет крестово-купольное строение. Согласно летописям, она построена в 1385 году. Точной даты, когда по соседству была построена Церковь Иоанна Богослова нет, но считается, что все они построены примерно в одно и то же время.
Церковь Иверской Иконы Богоматери раньше называлась церковью Иоанна Крестителя. Это название используется до сих пор, поэтому иногда возникает путаница с названиями двух соседних церквей. Иоанн Богослов и Иоанн Креститель – это разные люди. Между этими церквями обустроен большой сад. В нем есть источник с питьевой водой, поэтому вокруг него растет много декоративных деревьев и цветов.
Храм Иверской иконы Божией Матери, это действующий православный храм относящийся к Феодосийской епархии Русской православной церкви. Построен он был как и другие храмы Старого города в XIII-XIV веках в армянском районе Айоц берд (армянская крепость). Изначально он имел название – церковь Святого Овнанеса Мкртыча (Иоана Крестителя или Иоанна Предтечи).
Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.
Как часто бывает с древними церквями, до нас доходят перестроенные или достроенные варианты. Храм состоит из двух частей, которые были построены в разные времена. Древняя постройка имеет квадратную форму и увенчана восьмигранным барабаном. Она имеет окна-бойницы и купола. Более современное здание расположено возле входа и имеет прямоугольную форму. Она разделена столбами на три нефа и имеет полукруглые своды.
Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре – Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.
В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.
Традиционно для армянской церкви у входа расположены хачкары и несколько армянских надгробий. По традиции армяне хоронили своих священников у входа в храмы. Когда надписи на надгробных плитах стирались, считалось, что душа умершего разорвала с мирскими оковами.
Службы здесь совершались до середины 20-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 90-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г.