2.5. Памятник Афанасию Никитину
Афанасий Никитин — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Одним из первых европейцев (после Никколо Конти) достиг Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы).
Феодосийский памятник Афанасию Никитину скульптора В. Замеховского был открыт в июле 2008 года. Чугунная скульптура высотой 3,2 метра на выложенном камнем постаменте установлена в историческом месте города – на мысе Карантин, недалеко от храма Иверской Божией матери, в котором, по преданию, молился Никитин.
Основание памятника частично огорожено каменными стенами. Глядя на монумент, создается впечатление, будто легендарный купец сходит с палубы корабля. Взор Афанасия обращен к Иверскому храму. Мужественное лицо и плотная фигура сразу дают понять, насколько волевым и бесстрашным был Никитин. В чертах его лица читается и радость от возвращения домой, только радость эта сдержанная. «На них стоит Русь» - так в народе говорили про подобных людей. На памятнике надпись:
«Афанасию Никитину купцу-путешественнику автору «Хожения за три моря» приидохшему в Кафу в лета 1474 ноября 5 дня»
Памятник органично вписался в архитектуру Старого города.
Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты. Совершил путешествие в 1468—1474 годах по Персии, Индии (Делийский султанат) и Турции (Османская империя); составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в русской литературе описание антипаломничества.
Афанасий пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». По пути его хотели насильственно обратить в мусульманство, но по словам Афанасия Бог защитил его от этого. Возможно, у Афанасия были влиятельные знакомые в Индии и Персии.
В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии.
Ряд исследователей (например, Г. Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С. Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае если бы он был обрезан во время своих скитаний, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры.
После своего путешествия Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю в Кафу (Феодосию). И далее через Подолию и Смоленск. Ступив на сушу, первым делом он отправился в Иверский храм, где воздал благодарность Богу за свое счастливое возвращение на родину.
В те времена в городе располагался большой купеческий двор. Там как раз снаряжали очередной торговый караван на Русь. Он вышел из Феодосии в начале весны 1475 г. К каравану присоединился и Афанасий Никитин. Дожидаясь отправки, путешественник провел в Кафе почти пять месяцев. Большинство историков и литературоведов склоняются к мысли, что именно в этот период Никитин и написал «Хождение за три моря», вошедшее в золотой фонд географических описаний и художественных произведений 15 века. Потому что только в Крыму Афанасий Никитин мог написать фразу: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря», так как третьим морем на его пути было Чёрное.
Многолетние странствия, полные лишений и неожиданностей, мало располагали к тому, чтобы описывать их «по пути». Да и вряд ли рукопись такого значительного объёма сохранилась бы до конца путешествия Афанасия – ведь его не раз обыскивали и обворовывали во время странствий. К тому же, любая тетрадь с текстом на иностранном языке вполне могла вызвать подозрения, что русский купец является шпионом или каким-нибудь тайным посланником. По всей видимости, до прибытия на полуостров Крым у Никитина имелись лишь краткие разрозненные заметки. Так что крымскую землю с очень большой долей вероятности можно считать родиной «Хождения за три моря».
До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского). В 1475 году благодаря его спутникам, московским купцам Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили в столицу московскому дьяку Василию Момырёву, и текст её был внесён в Летописный свод 1489 года.
В XIX в. записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «История государства Российского».
Интересно, что в мире всего три памятника Афанасию Никитину. Первый был открыт в Твери в 1955 году, второй – в 2003 году в Индии. Город Феодосия был выбран для третьего памятника не случайно: здесь закончилось великое путешествие русского купца. Все три памятника как бы формируют кольцо – путь следования этого выдающегося путешественника XV века.