Церковь Святого Димитрия Солунского (другое название — Святого Стефана) — памятник архитектуры XIV века в Феодосии (комплекс Генуэзской крепости).
Построена в 14 веке греческим обществом на территории городской цитадели. Возможно, позже принадлежала армянской церкви. Отреставрирована в 1955—1956 годах.
Архитектура
Отличается строгой архитектурой, простотой форм и скромными размерами (7х8 метров). Возведена из бутового камня, внешне не облицована. Вход — с запада. Портал входа профилирован тесаными камнями, над ним расположена стрельчатая ниша. Двускатная крыша покрыта черепицей.
Возле храма находятся Армянский фонтан 1491 года и скала-памятник, открытые в 1913—1915 годах врачом К. Белиловским около минерального источника «Кафа».
Живопись
В отличие от Судака комплекс генуэзской крепости в Феодосии сохранился плохо. Но в его составе есть уникальные памятники, в сохранности которых заинтересовано ЮНЕСКО. Одной из них является церковь Святого Дмитрия Солунского. Феодосия числит этот храм едва ли не самым ценнейшим в городе.
В интерьере сохранились остатки фрески. В лучшем состоянии находятся росписи алтарной апсиды:
«Христос на троне» (фигура Христа, справа от которого стоит Иоанн Креститель, а слева — Богородица).
«Евхаристия» (слева — Христос с чашей и шесть апостолов, справа — Христос с хлебом и шесть учеников).
«Богородица с младенцем».
На западной стене — фрагменты «Страшного Суда». Сегодня живопись практически утрачена. Часть фресок содержит надписи на греческом языке, что позволило считать храм греческим.
Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.
Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части.
Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке.
Греки и армяне
Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года. Сейчас модно обвинять советскую власть в скверном отношении к ценным достопримечательностям церковной архитектуры. Да, в церкви Дмитрия Солунского небольшой временной отрезок действительно был склад. Но именно при СССР была проведена комплексная ее реставрация – в 1955-1956 гг.
Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Работу выполнили квалифицированные реставраторы из заповедника «София Киевская», а поручение на проведение работ поступило из ЮНЕСКО.
Легенды, близкие к правде
O фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.
И тут историки почти согласны со священниками. Полных доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.
Также рассказывают, что сакральный объект оказался на диво прочным, так как строился на особом растворе. Готовили его из негашеной извести, что гасилась она 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз.
Рецепт получается неаппетитный, но историки точно знают – строительные составы на основе яиц в древности применяли (насчет медуз сведений нет, но такие опыты известны из новейшего времени). А насчет погибших животных – пристальный осмотр ныне сохранившейся штукатурки в храме Солунского позволяет видеть в ней шерсть! Ее добавляли в раствор для получения более теплой штукатурки! Так почему бы не добавить и всю тушку?
В любом случае неаппетитный строительный раствор себя оправдал – церковь действительно находится в отличном состоянии. Принятые меры по консервации оставляют надежду и на сохранение фресок.