СОДЕРЖАНИЕ:

gora klementjeva 03Узун-Сырт (крымско-тат.) — горный хребет в Крыму неподалеку от Коктебеля, колыбель советского и российского планеризма. Узун-Сырт также известен как Гора Клементьева, в память о П. Н. Клементьеве, испытателе-планеристе, погибшем здесь в 1924 году.

Через гору Клементьева проходит 45 параллель, которую называют Золотой осью, или серединой планеты.

Узун-Сырт представляет собой довольно широкое плато (300—600 м), с тремя явно выраженными вершинами, ограничивающее с севера круглую долину Бараколь диаметром около 4 км, где постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе плато граничит с вулканическим массивом Кара-Даг. Длина Узун-Сырта около 7 км

Скифское городище

Скифы. В IV в. до н. э. над перевалом стояла пограничная стража Боспора Киммерийского. Здесь была самая западная граница царства, пограничная полоса, разделяющая Боспорское царство и Тавроскифию.

На склонах Сары-Каи археологи обнаружили остатки обширного скифского городища (около 8 га) конца II в. до н. э. — начала I в. н. э. Город был обнесен внушительными укреплениями и имел возвышенный акрополь с крепостью, жилые кварталы и посады. Восточный склон города был окружен земляным валом. В этом позднескифском городе найдены жилые и хозяйственные строения, очаги, зерновые ямы, разнообразная лепная и гончарная посуда, железные ножи, бронзовые зеркала, браслеты, бусы, перстни. Рядом с городищем находились курганные погребения II в. до н. э. — I в. н. э.

Уникальные воздушные потоки

gora klementjeva 2 02Выглядит гора Клементьева как длинный ровный вал напоминающий огромную застывшую волну морского прибоя. Широкая лента протянувшаяся на семь с половиной километра в длину с идеально правильной плоской вершиной. Расположен хребет Узун-Сырт на 13 километре от Феодосии рядом с Коктебелем. Древнее название Узун-Сырт происходит от тюркского длинный хребет. Высота горы 268 метров, длина хребта около 8 километров. Гора Клементьева - границы между степной и горные частями Крыма. На севере от хребта почти ровные степи а на юге вершины гор. Уникальные аэродинамические свойства горы Клементьева были замечены в 20-х годах прошлого века. Примерно с этого же времени сюда начали приезжать многочисленные авиаторы. Всего в мире существует две горы с такими мощными восходящими потоками воздуха Узун-Сырт в Крыму и Харрис Хилл в Америке в штате Нью Йорк.

gora klementjeva 06

Северный склон Узун-Сырт - пологий, общий перепад 90 метров. Зона парения  1.5-2 километра. Южный склон имеет перепад 250 метров (довольно крутой). Зона парения - более трех километров. Причина возникновения уникальных воздушных потоков являются углубление Баракольской впадины в сочетании с дугообразной формы хребта. Вместе они как бы образуют чашу. Стенки этой гигантской чаши, препятствующее прохождению ветров и высоки и пологи. Обтекая поверхность, воздушные волны как бы перекатываются через неё и попадает в другую северную долину. Как сказал Леонардо да Винчи: «Крылья эти локти который опирается о воздух». С этой точки зрения воздух Узун-Сырта хорош тем, что не него можно опереться. Он как говорят планеристы «держит».

Гора Узун-Сырт стала местом, где развивались отечественные планеризм, дельтапланеризм и парапланеризм. 

Однажды прогуливаясь по долине, пилот Арцеулов со своим другом М. Волошиным, заметил, что брошенная вверх Максимильяном шапка, с необычайной легкостью полетела вверх. В дальнейшем это будут назвать «Эффект шапки Волошина»

Лётная школа

gora klementjeva 02С 1923 по 1977 год в с. Отважном находилась Высшая лётно-планерная школа (ВЛПШ). Основателем и директором школы был Андрей Митрофанович Розанов (1891—1941). Он возглавлял Общество друзей Воздушного Флота и активно содействовал развитию в стране авиамоделизма и планеризма среди молодёжи, был наставником Сергея Королёва. Является одним из авторов популярного в те годы учебника «Техника и практика планеризма». Организатор и командор Всесоюзного аэросанного пробега 1929 года.
Здесь начинали свой путь будущие генеральные конструкторы О. К. Антонов, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, создатель космических кораблей академик С. П. Королёв.

gora klementjeva 05 korolevНачалом советского планеризма считается 1 ноября 1923 года. В этот день были проведены первые планерные испытания, в дальнейшем названные слётами.
Всего состоялось 11 слётов — с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слёт был событием всесоюзного масштаба. На них устанавливались новые рекорды безмоторных полётов, появлялись новые имена.
В 1925 году Константин Арцеулов писал: «Окончательно же качества найденной мною горы были признаны в 1925 году, когда даже немецкие спортсмены, побывавшие у нас, заявили, что Коктебельская Гора — лучшее место в Европе для полетов на планерах…».

В 1937 году здесь начала работать планерная школа.
7 сентября 1973 года, на переднем крае горы Клементьева установлен памятник планеристам.

С 1976 начали летать дельтапланы, а через 10 лет был образован в Республиканский дельтапланерный клуб. В 1977 году на Узун-Сырте было решено создать Научно-исследовательскую планерную базу ЦАГИ.                                                                           

Гора Клементьева одно из первых мест в СССР где в 1989 году появились парапланы. Весной 1992 года при ассоциации парапланеристов союз на базе ООО Термик была создана Парапланерная Школа «Коктебель».
В 2009 г. местная администрация планировала раздел горы на участки и застройку, что сделало бы невозможными безмоторные полёты над ней. 5 марта 2010 года Верховный Совет Украины принял Постановление № 1947-VI «Про мероприятия по сохранению территории горы Клементьева (Узун-Сырт) в Автономной Республике Крым», целью которого является недопущение уничтожения уникального места, аналогов которому по своим аэродинамическим свойствам нет в Европе, и сохранению условий для дальнейшего развития сверхлёгкой авиации, дельтапланерного и парапланерного спорта.

Не редкость в хороший летный день увидеть над горой одновременно самолеты планеры, парапланы и дельтапланы. залетают сюда и тепловые аэростаты или попросту воздушные шары.

Название параплан составлено из двух слов парашют плюс планер. Этот летательный аппарат внешне напоминает парашют. На этом его сходство с парашютом заканчивается. Парашют имеет прямоугольную форму а параплан эллипсовидной. Парашют в первую очередь предназначен для прыжка с самолета, замедление скорости падения и мягкой посадки на землю. Параплан же своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер или дельтаплан, a старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. При благоприятных погодных условиях - наличие восходящих потоков, пилот может часами оставаться в воздухе набирать высоту делать маршрутные полеты. Мировой рекорд по дальности полета на параплане составляет более 350 километров. Крыло параплана - само наполняющаяся двухслойная оболочка. Это мягкое надувное крыло имеет размах почти 10 метров. Надувается оно через воздухозаборники набегающим потоком воздуха.

           

gora klementjeva 2 04Дельтаплан - летательный аппарат с фиксированным не машущим крылом, взлетающий и приземляющийся лишь за счет мускульной силы ног пилота. По существу дельтаплан это сверхлегкий балансированный планер, внешне напоминающий бумажного змея. Основное достоинство дельтаплана - простота конструкции. Благодаря этому дельтаплан прост, надежен и компактен при хранении. В сложном виде он помещается в чехол длиной 2 метра и диаметром 40 - 50 сантиметров. Вес колеблется от 20 килограмм до 50 килограмм. В дельтаплане человек может осуществлять взлет и посадку самостоятельно без использования каких-либо дополнительных средств и приспособлений. Возможности дельтаплана воистину безграничны. Например мировой рекорд по протяженности полеты на дельтаплане был поставлен в Америке и составил 485 километров. А максимальная высота на которую когда либо забирался дельтаплан 4340 метров.

Дельтапланы с  моторной тележкой называется дельталетами или трайками.

Гора Клементьева стала важной вехой в жизни не только для тысяч влюбленных в небо, но и для тех кто стал славой и гордостью нашей авиации, кто хорошо знает историю отечественной авиации может вспомнить, что это гора стала трамплином в мировой известности для знаменитых авиаконструкторов Коралева, Антонова, Илюшина, Яковлева.

Лётчики и планеристы

gora klementjeva 04 klementjev

Неофициально Узун Сырт называется «Горой Клементьева», в память об испытателе-планеристе П. Н. Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний нового планера 11 сентября 1924 года. П. Н. Клементьев родился в Астрахани в 1896 году. В 1915 году был призван в армию. Во время Гражданской войны служил в отряде гидросамолетов в Царицыне. После войны работал авиаинструктором в Севастополе, затем в Самаре. Поступил в Академию воздушного флота, увлекся планеризмом, построил собственный планер «Комсомолец» и привез его в Крым на II всесоюзные соревнования. На своем планере Клементьев совершил 22 полёта. Во время 23-го парящего полета планер треснул, сложились оба крыла и летчик разбился с высоты 500 метров. Это случилось 11 сентября 1924 года. Петру Клементьеву было 28 лет. В этот же год Узун-Сырт стали именовать гора Клементьева. Памятник крылатому установлен на переднем крае горы Клементьева 9 сентября 1973 года. Через полвека после открытия первых планерных испытаний. На обелиске, на мраморной доске высечены слова Антонова: «Пока будут восходящие потоки будут люди стремящиеся летать». Чуть ниже надпись: «Первопроходцем и романтиком небо в честь 100-летия авиации и 80-летия планеризма». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Как доехать до горы Клементьева

Туристу на заметку

gora klementjeva 01Кроме красивых видов с горы на отроги Карадага, вы можете посетить музей ЦАГИ, перекусить в уютном кафе. 

Все достопримечательности Крыма на карте.

Музей парапланеризма в Коктебеле

Винзавод