RUS/ENG

В этой статье мы расскажем вам основные моменты биографии известного русского художника, поэта, писателя и публициста Максимилиана Волошина. Поделемся интересными моментами его жизи связанными с Коктебелем. Статья написана на основе информации полученной из лекции в Доме-Музее Волошина.

voloshin 02

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Историческая справка
2. Детство Максимилиана
3. Учеба и становление
4. Женитьба
5. Война
6. Художник
7. Коктебель - культурная мекка
8. Могила на горе
9. Мастерская МА
10. Туристам на заметку


 

Историческая справка

Максимилиан Волошин – известный русский художник, поэт, литератор, искусствовед, литературный критик, философ, мыслитель, историк и просто замечательный человек позовавшися уважением и любовью у многих выдающихся деятелей Серебрянного Века.

Родился Максимилиан Александрович в Киеве в 1877 году в семье Александра Максимовича Кириенко-Волошина  коллежский советник, член суда в Киеве, был достаточно богатым и влиятельным человеком, родом из запорожских казаков. Его мама  Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер, обрусевшая немка, профессиональная художница.

 

Детство Максимилиана

voloshin 04Свое детство Максимилиан провел в Таганроге. Отца своего МА практически не помнит, потерял его в возрасте 4-х лет. Его воспитанием полностью занималась его мама, которая справилась с этой задачен не хуже, чем сделала бы она это вместе с мужем. Считается, что за свою жизнь настоящий мужчина должен сделать 3 основные вещи: построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Елена Оттобальдовна, будучи уже вдовой, в одиночку строит даже 2 дома, высаживает целый сад деревьев на своих имениях, ну и конечно же воспитывает гениального сына.

Чтобы дать сыну наилучшее воспитание, она с самого детства приучает его к искусству. Уже в 4 года Макс, стоя на табурете, декламирует стихи Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Считает их своими любимыми писателями и уже умеет читать по слогам. Чтобы дать Максу наилучшее образование Елена Оттобальдовна отдает его учиться в частную московскую гимназию имени Поливанова. К сожалению, у нее перестает хватать денег на образование Макса в частной гимназии. К тому же, у Макса обнаруживается врождённое заболевание – бронхиальная астма. Елена Оттобальдовна покупает участок земли у Эдуарда Андреевиче Юнге в деревне Коктебель. Она берет сына и переезжает с ним ближе к морю, где морской воздух и благоприятный климат облегчает Максу болезнь.

Здесь в 1893, она определяет его учиться в Феодосийскую Морскую гимназию, попечителем которой являлся известнейший художник маринист – Иван Константинович Айвазовский. Именно Айвазовский предсказал будущее Максимилиана Александровича. Прогуливаясь по выставке художественных работ гимназистов, он останавливается у рисунков Макса, рассматривает их и произносит «Этот шельмец будет рисовать».

Здесь же Макс себя проявляет на театральных подмостках школьного театра, исполняя главную роль в спектакле Ревизор - городничего. Ему пророчат большое театральное будущее. И здесь же Макс впервые печатается как поэт, в небольшом сборнике в память его любимого учителя Виноградова. На последней странице этого сборника находится стихотворение Макса “У Могилы Учителя”.

 

Учеба и становление

После образования в гимназии Макс желает стать историком, но под влиянием мамы он идет по стопам отца. В 1897 году Макс едет в Москву и поступает на юридический факультет, где ему учиться совершенно не интересно. В последствии он скажет: "Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. 10 драгоценнейших лет, начисто вычеркнутых из жизни."

Первый раз Макс отправляется со своими друзьями  путешествие по Европе в 1898 году. Он всюду старается идти пешком, утверждая, что только так можно понять культуру и историю этих мест.

Макс участвует в студенческих забастовках, переполохах и волнениях. За что его дважды отчисляют из университета. Второй раз его отчисляют со справкой о неблагонадежности и высылают в Феодосию в Коктебель, и заключают под домашний арест, требуя ожидать особого распоряжения. Распоряжения Макс не дожидается и пишет заявление, в котором просит отправить его на изыскание Оренбуржско-Ташкентской железной дороги. По поддельным документам фельдшера он отправляется в среднюю Азию.

Максимилиан Александрович Волошин вносит новое направление в поэзию – символизм, аритмические стихи. Благодаря ему, это направление начинает набирать популярность. Его берут в печать  всероссийские издания и даже заграничные. Максу было всего лишь 23 года, но как поэта, его знает уже вся Россия и многие на западе. После года путешествий по Узбекистану. Макс узнает, что его делу ход не дали и возвращается домой. Восстанавливаться на юридическом факультете, на чем настаивала его мама, он наотрез отказывается, предпочитая самообразованием.

Для этого он посещает центр культуры и искусства – Европу, Францию, Париж. Жажда к познанию всего окружающего позволила ему получить блестящие познания во всех интересующих его областях науки и искусства. В Париже он часами просиживает в библиотеках и уже тогда друзья называют Макса – живой энциклопедией. Нет такого вопроса, на который он не знал бы ответа. В Париже он работае корреспондентом, что позволяет ему много путешествовать. Он часами просиживал в библиотеках Сорбонны, где он посещал там лекции и брал уроки рисования. Изначально он начал учиться живописи, чтобы уметь давать профессиональные суждения о работах других художников, но потом занятие это увлекло Макси и он становится уже профессиональным художником.

Макс не раз повторяет, что одним из самых любимых городов Европы для него был Париж. Он регулярно приезжал туда воодушевиться и пообщаться с ярчайшими представителями культуры того времени. В России, Волошин вошел в общество поэтов-символистов, а также художников-авангардистов. И здесь и за границей он удивлял товарищей своим блестящим образованием и эрудицией, хотя не имел официального диплома об окончании университета.

Волошин прожил за границей около 15 лет, регулярно возвращаясь в Крым, чтобы пообщаться с друзьями и родственниками.

В начале 1903 года Волошин начинает строить свой знаменитый дом в Коктебеле по своему собственному проекту.

Женитьба

Однажды Максимилиан заезжает в гости к искусствоведу Ивану Щукину и знакомится с начинающей поэтессой и художницей Маргаритой Васильевной Сабашниковой – девушкой необычайной красоты. Это была, конечно же, это любовь с первого взгляда. Макс приглашает Маргариту Васильевну в Париж под предлогом закончить образование художника, уделяя ей очень много внимания. Ходит с ней по различным художественным студиям, приглашает в театр, кафе, проводит экскурсии по улочкам Парижа. МВ интересен этот молодой человек. Она им увлекается и начинается роман.

13 апреля в 1906 году в Москве, в церкви Св. Власия они венчаются и отправляются в свадебное путешествие по Европе. Посещают Италию, Испанию, Францию, Германию, Грецию и через Босфорский пролив возвращаются в Крым. 

Одних только работ МА у нас около 3000. В течение года экспозиция постоянно меняется .

Брак двух творческих людей, к сожалению, длится не долго. Через полтора года они расходятся. МВ делает предложение МА расстаться и остаться друзьями. Теперь они уже как друзья увидятся в Швейцарии в г. Дорнах, при строительстве храма Антропософии. Антропософия – это учение о культурном начале человека. Здесь поэты, художники, литераторы, скульпторы, архитекторы из различных стран, со всех уголков Европы и Азии, бок о бок созидают Храм Искусств.

 

Война

Максимилиана Александровича застает Первая мировая война, когда он находится в Европе. Из любви к родине и из чувства патриотизма и дабы не попасть в списки дезертиров он едет домой. Но при всем его патриотизме, участвовать в военных действиях Макс не желает. Он пишет письмо в министерство обороны, где говорит, что ему – поэту, которому дано слово, не велено брать в руки оружие, ему как высокоморальному человеку не велено убивать других людей, ведь человеческая жизнь – наивысшая ценность данная ему. За это письмо Максу грозит трибунал, но в армию его не берут из за врождённого заболевания. Узнав от его бронхиальной астме, этому письму просто не предают никакого значения.

После 1-й мировой войны в России другая беда, революция, гражданская война. Волошин скептически относился к войнам и революциям. Он не принял Октябрьскую революцию, а свою точку зрения он изложил в  произведениях «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). Как и следовало ожидать, в СССР его перестают издавать, и начинается травля.  Тем не менее, он создает «Дом поэта», похожий на средневековый замок. Его регулярно посещают Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой и другие выдающиеся личности.

Максимилиан Александрович занимает антиполитическую позицию. Более того, он строит тайник на чердаке своего дома, в котором, пока в поселке белые, он прячет красных и наоборот, когда поселок захватывают красные, он в тайнике успешно прячет белых.

И красный вождь, и белый офицер —

Фанатики непримиримых вер —

Искали здесь под кровлею поэта

Убежища, защиты и совета.

Я ж делал всё, чтоб братьям помешать

Себя — губить, друг друга — истреблять

Он спасает от расстрела белого генерала Никандра Александровича Маркса (русский палеограф, историк и археолог, фольклорист), поэта Мандельштама, Мужа Марины Цветаевой - Серге́я Я́ковлевича Эфро́на. Все они находят прибежище под  крышей дома Волошина. 

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

— «Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных: правда с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

За эти строки Максимилиана Александровича в 1923 году обвиняют в контрреволюции.  Макс становится неугодным писателем для советского читателя. О нем даже запрещают говорить как о поэте. Сам Макс говорит так: “При жизни быть лучше не книгой, а тетрадкой”. Его поэзия, тайком переписывается из тетрадки в тетрадку, заучивается наизусть и передается из уста в уста. Это добавляет его поэтическому творчеству еще больше популярности.

 

Художник

Как поэта его официально запретили. Но как художника его запретить никто не мог.

На вопрос «Так кто же вы? Вы поэт или художник?» Максимилиан отвечал очень просто «Ну, конечно же, я поэт и художник». Рисовать он начинает с самого детства, хотя профессионально он начинает заниматься изобразительным искусством только после путешествия в Европу. В Париже он изучает различные техники рисования. Экспериментирует с материалами, маслом, гуашью, карандашом.

В Крыму Волошин состоялся как художник-акварелист. Почти все его работы на своих полотнах имеют изображение Крыма . Его картины отличаются от фотографий, подчеркивая и обыгрывая те моменты, которые не сразу заметит неискушенный в живописи человек. 

voloshin 07Также Волошин увлекался японской гравюрой. В этом искусстве каждый цвет имеет символическое значение. Поэтому Максимилиан, как и японские мастера, подписывал свои гравюры куплетами своих стихов, оформленных в разные цвета.

Итак, наивысшего профессионализма Макс достигает в своих акварелях. Своими учителями в акварельном искусстве он считает японских мастеров. Только они на одном дыхании в считанные минуты или секунды, перемешивая краски прямо на бумаге, создают свои произведения. Также поступал и Макс. Он мог долго разгуливать вдоль побережья, иногда поднимался на холмы и делал в пути небольшие карандашные наброски. А затем, по памяти, вернувшись домой, мог создать от одной до десятка акварелей. На манер японских мастеров он подписывал некоторые из своих работ в стиле хокку.

«Над затененными холмами
Пронизанная солнцем даль».

Сразу же можно представить что  изображено на этой картине. Все эти работы посвящены несуществующей стране – Киммерия. Так Макс называет родные земли от Cудака до Kерченского пролива. Поселенцы, которые проживали здесь в двадцатом веке до нашей эры, назывались киммерийцы. По просторам выдуманной страны Макс разгуливает в особом наряде, подобно греку в хитоне и в сандалиях на босую ногу. На эти наряды заводит моду его мама – Елена Оттобальдовна. Она собственноручно кроила их, вышивала узорами. Эти наряды не считались бедными. Обратите внимание на серебряные пуговицы. Не каждый мог себе позволить вот такую маленькую, но всё же роскошь. Эти наряды были в гардеробе почти каждого гостя этого дома.

Приезжая в Коктебель они переодевались в так называемые киммерийские наряды. Марина Цветаева приезжая в Коктебель надевала вот такие крымско-татарские наряды, считая, что корни ее уходят сюда, именно в эту нацию. Макс также предпочитал носить венок из полыни или соломенную шляпу. Не по личной прихоти и не для красоты, говорил он. Такой венок или шляпа облегчают дыхание в пути, помогают максу бороться с бронхиальной астмой. Он всегда носил с собой один из своих посохов -  свидетелей его дорог. О своей фигуре говорил так – 7 пудов мужской красоты. Он был невысокого роста, приблизительно 165, а 7 пудов, это примерно 112 кг. Не смотря на очень тучную фигуру, Максимилиан Александрович был очень легок на ногу и любил ходить пешком. Он ходил к своим друзьям в Феодосию, в Судак, Старый Крым и даже в Керчь и в Евпаторию, что означает  сотни километров. Если же он брал в руки посох, за ним, конечно же, уплетались все гости этого дома, потому что не найти было лучшего экскурсовода и проводники по киммерийским землям. Он проявляет себя как историк, краевед и даже археолог, организовав  здесь под  Коктебелем раскопки. В своих стихах он говорит так:

«Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата —

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата».

 

Коктебель - культурная мекка

Как Коктебель стал культурной меккой для всей России в серебряном веке я расскажу вам в следующем зале.

В конце 19 века, Коктебельская долина представляет собой пустынную, местами заболоченную, никем не заселенную территорию. Единственная малюсенькая болгарская деревушка была в 12 км отсюда, под Карадагом, под названием Золотая Балка.

Знаменитый на тот момент профессор офтальмолог, пионер в лечении катаракты Эдуард Юнге преобрел эту местность. К сожалению, профессиональный путь такого доктора был не долог, так как требовал особой точности рук и остроты зрения. Это сейчас на вооружении врача офтальмолога имеется компьютерная диагностика, лазерная аппаратура и т.д. Тогда же в арсенале врача офтальмолога был только скальпель и точность рук. Юнге заканчивает свою карьеру и занимается преподавательской практикой, а также исследовательской деятельностью. Затем Юнге путешествует по всему миру. Объездив пол мира, въезжает сюда, верхом на коне, влюбляется в эти земли и решает здесь остановиться. Он выкупает всю территорию от горы Кучук-Енишар до Карадага. Это побережье напоминает ему пейзажи его горячо любимой Испании. Именно Эдуард Юнге даёт этой местности название в честь деревушки - Коктебель, которая была за Кучук-Енишар, (kök — серо-голубой, töbe — холм, el — край, местность), что в переводе с тюркского значит «Край Голубых Вершин».

Он начинает сажать на ближайших холмах виноградники, строит водохранилище. Придумывает уникальную систему орошения виноградных полей. К сожалению, деньги заканчиваются и Юнге понимает, что на скромную пенсию и сбережения врача офтальмолога он не сможет осуществить своих планов. Что у него не получится освоить такую огромную территорию самостоятельно. Он делит всю землю на участки и за копейки это все распродает. Но поступает мудро и грамотно, земли продает исключительно творческой и научной интеллигенции. Выбирает себе соседей по душе, которые помогут осуществить ему его мечту или, по крайней мере, смогут прославить эту землю.

Скоро на его предложение откликается его друг и коллега Павел Павлович фон Теш – врач пульмонолог, который рекомендует здешний воздух для лечения астмы. А также в собственном доме открывает клинику Красного Креста, где абсолютно бесплатно со всей России принимает заболевших бронхиальными заболеваниями не туберкулезного характера. Именно по совету этого врача, мама поэта Елена Октобальдовна Кириенко-Волошина берет сына и переезжает жить сюда. Здесь селится оперная певица Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, писательница поэтесса Соловьёва, певец оперного театра Касторский В.И. и другие поэты, писатели, скульпторы, архитекторы, танцоры, режиссеры, актеры. И вот теперь можно себе только представить, во что превратился этот поселок в начале 20-го века. Телевидения и интернета не было, а развлекаться хотелось. В одном доме у них был балет, в другом спектакль, а в третьем концерт классической музыки. В одном доме открывается художественная выставка, а другом выставка скульптуры, но самое главное, что все это в один вечер. Просто не разорваться. Самыми шумными, конечно же, были Волошинцы - Максимилиан Александрович  и его гости, которые с легкой руки Алексея Толстого были прозваны племенем обормотов.

Предводителем племени обормотов была Елена Оттобальдовна, мама Макса. Назвали ее как вождя ПРА, в честь праматери, прародительницы  этих земель. Эти обормоты устраивали здесь шумные эпатажные праздники, которые таки и прослыли обормотниками. Они состояли из шараг, розыгрышей, политических дуэлей, литературных или театрализованных вечеров. В своих письмах в приглашениях к своим друзьям Макс писал. «Возьмите с собой пару мешков, дабы набить соломой, где вы будете спать. Также возьмите с собой таз, чтобы мыться, хотя мыться можно и в море. Покрывало не берите и не берите лишних вещей, погода позволяет. И главное, не забудьте взять с собой хорошее настроение».

voloshin 09Гостей принимал абсолютно бесплатно, но и кормить никого не обещал. Обеспечением гостей занимается его мама, она собирает деньги в общий котел, кто сколько сможет. На эти деньги она нанимает кухарку и покупает продукты, таким образом, позволяя гостям не отвлекаться на бытовую рутину и заниматься только творчеством привнося что-то полезное в искусство.

Также этот дом очень любили дети. Максимилиан Александрови приглашал сюда детских писателей. Здесь бывали Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский. Строчки «По берегу ходила большая крокодила» родились здесь в этом доме, благодаря шуточной литературной войне между обормотами – окружение Макса Волошина и окружением оперной певицы Дейши-Сионицкой. Дейша-Сионицкая была строгих взглядов дама. Она возглавляла в поселке, так сказать, нормальных, правильных дачников. Они не приветствовали обормотских нарядов, считая, что это неприличная одежда для юношей и девушек. Они также не приветствовали эпатажных вечеринок в этом доме и опасались розыгрышей. Сама же Дейша-Сионицкая даже делила пляжи на отдельно женские и отдельно мужские. И эти строчки про “крокодилу” посвящены ей. Это она ходила по здешнему берегу и это она голодная была.

После пожара в этом доме, в мастерской Максимилиана Александровича, Елизавета Дмитриева с Самуилом Яковлевичем Маршаком пишут замечательную сказку, мюзикл, который сегодня известна практически на весь мир и переведен уже на десятки различных языков. “Тили бом, тили бом загорелся кошкин дом”. Прообразы всех этих персонажей взяты либо с гостей, либо с соседей этого дома. Кошкой тогда называли Марью Степановну – хозяйку этого дома, вторую жену Макса Волошина. Ребята любили этот дом не только из-за приезда сюда детских писателей, но они любили и уважали самого Макса. О нем говорили «Макс очень умный». Макс за всю свою жизнь не написал ни одного детского произведения, тем не менее, он очень любил детей. На свои собственные дни рождения и именины он устраивал детские обормотники, которые состояли из детских творческих игровых программ, мастер классов, спектаклей, в том числе кукольных спектаклей. Ребята после своих выступлений всякий раз ждали от Макса, как от театрального критика, оценку в свой адрес. Максимилиан Александрович умел и любил оценивать детские творческие выступления. Он никогда не позволял себе негативной критики. Ребят исключительно хвалил.

 

Могила на горе

voloshin 10МА проживает, к сожалению, недолгую жизнь. И в возрасте всего на всего 55 лет после осложнения бронхиальной астмы в 1932 году 11 августа в 12:00 по полудню, как напишет Марина Цветаева «в свой день и в свой час Макс Скончался». Похоронен он здесь в Коктебеле по завещанию на самом высоком холме, на горе Кучук-Енишаре - «Малый Янычар». Волошин сам выбрал место своего погребения еще задолго до смерти. С тех пор гора носит название, гора Волошина. Это единственная гора во всем мире, которая сама себя пере-назвала. Уже не только жители и гости поселка называют ее горой Волошина, уже и в современных путеводителях и в Википедии можно встретить гору Волошина, а в скобочках г.Кучук-Енишаре.

Предлагающая прекрасные виды со своей вершины, Кучук-Енышар была одним из излюбленных мест Волошина. Имея высоту всего лишь 192 метра (невысокая по крымским меркам) она является самой высокой горой Коктебеля. Поэт попросил не ставить на своей могиле крест или высаживать деревья. Добравшись до могилы, вы увидите две плиты из красного гранита – могилы Максимилиана и его жены Марии Заболоцкой. Сам памятник установили только в 1976 году, хотя сам Волошин умер в1932 году.

Вокруг могилы много различных камней. Сам Волошин обожал собирать местные самоцветы или гальку замысловатых форм. После его смерти Максимилиан попросил приносить ему камушки, а не традиционные цветы. Со временем могила писателя стала считаться мистической – способной исполнять все желания. Чтобы желание исполнилось, необходимо написать на нем свое желание и принести камушек к могиле, из которых образовалась большая гора. Кто-то выцарапывает свои желания, а кто-то просто пишет их перманентным маркером.

Могила Волошина стала популярным маршрутом различных экскурсий. Подняться к ней вы можете пешком. По дороге к могиле Волошина, вы можете увидеть могилу не менее значимого для Коктебеля человека – доктора Юнге.

 

Как добраться до могилы

 

Вторая супруга МА – Марья Степановна в девичестве Заболоцкая. Она была медсестрой в феодосийской гор больнице. С МА они познакомились на кануне смерти мамы поэта ЕО в 1923 году. ЕО благословила брак Макса и Маруси словами «Макс, женись на Марусе, она спасет тебя, спасет твой дом». Слова ЕО были пророческими, после смерти МА Марья Степановна проживает еще целую жизнь, 44 года. 44 года она поднимается к мужу на могилу, 44 года она служит хранительницей, хранит вещи макса, хранит традиции этого дома и добивается открытия здесь музея. Добивается этого с чувством долга. В 1976 году в возрасте 89 лет скончалась. Похоронена она рядом с мужем на горе Волошина. Сотрудники нашего музея тоже хранят традиции этого дома и на дни рождения Макса 17 августа всегда проходят обормотники для детишек.

Также мы поддерживаем театральные традиции этого дома. Гордимся нашим проектом, который так и называется «Театр в Музее». На базе этого проекта создано 3 творческих коллектива: «Театральный Драматический Театр», «Кукольный театр» и «Танцевальный коллектив испанского танца АЛЕКАНТЕ». Летом мы стараемся как можно чаще радовать наших посетителей, наших гостей различными постановками.

 

Мастерская МА.

«Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмель на моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой».


Это профиль мужчины, который устремил свой взгляд за горизонт:
«Мой лоб, мой нос, ощёчье и подлобье» - напишет МА в своих стихах.

Конечно, когда ребёнком в 16 лет он и не подозревает, что профиль будет принадлежать ему в будущем.

Но во время крымского землетрясения, от Карадага откалывается несколько мелких скал камней и формирует образ до конца. Макс достигает своего зрелого образа и отпускает бороду ) и вот тогда уже ни у кого не остается сомнений, что это профиль Макса.

Сам МА говорил так «Всюду есть знаки Земли, нужно просто уметь их прочесть. Я не рожден на этой земле, но я ею усыновлен». Профиль складывается наложением скал друг на друга. Это не целостная скала. Поэтому если пройти по побережью в одну или в другую сторону, то профиль исчезнет. Самый лучший угол обзора - с этого места. Не удивительно, что для строительства этого дома МА выбирает именно этот участок земли.

«Всей грудью к морю, прямо на восток,
Обращена, как церковь, мастерская,
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая».

Мастерская поэта была завершающим аккордом в строительстве всего дома. Планировалась лично МА, чтобы быть самой светлой в любое время суток. Здесь высокие окна до самого потолка, регулируемые ставни, позволяющие настроить освещение. Это МА было необходимо как художнику. И по сей день художники стараются не работать при искусственном освещении. Тем более, какое искусственно освещение было при жизни Макса – свеча, лучина и в лучшем случае вот такая лампа на керосине. Электричество в поселок Коктебель проводят спустя 2 года после смерти МА в 1934 году. Именно поэтому утром МА старались не беспокоить. После прогулки он приходил сюда в мастерскую, уединялся, запирался изнутри и трудился, рисовал или писал стихи. После обеда дверь открывалась нараспашку. Это служило для гостей этого дома, а также для прохожих знаком, что сюда можно войти. Просто так, взять книгу с полки и сесть почитать, выпить чаю с хозяином дома или просто побеседовать.

Все чаепития проходили здесь, в каюте Дайак, названой в честь египетской царицы солнца Хайек, что в переводе с арабского значит «дающая жизнь». МА предпочел ее называть так, Даи Ах, некая анаграмма. Дайак находится здесь не за свои египетские заслуги. Впервые он ее видит в музее восточных искусств в Париже. Он воскликнул «это же лик моей возлюбленной». Он подошел к директору музея и заявил «Это лик моей возлюбленной. Мне необходимо иметь копию у себя». На что директор музея, которым оказался истинный француз, сказал «Я не могу вам отказать. Я позволю вам отлить слепок, но вы должны будете отработать у меня один месяц». Так ли это было на самом деле, мы точно не знаем, но именно МА рассказывал своим друзьям. Ну а Макс слыл большим фантазером и мистификатором. Дайак очень похожа на его первую супругу МА – Маргариту Васильевну Сабашникову.

Из купленных предметов в этой комнате только вот это кресло, письменный стол и вот это зеркало. Все остальные деревянные предметы в этой комнате сделаны его руками и вот этими инструментами, которыми он владел в совершенстве. Расписывает, выжигает на них, инкрустирует камушками его мама, тоже большая рукодельница.

Ожидая в гости своего друга Алексея Толстого, и зная, что тот предпочитает писать стоя МА изготавливает для него вот эту конторочку. Позже Алексей Толстой напишет «нигде так хорошо не работалось как в мастерской Макса».

Вы обратили внимание на большое количество книг в этой комнате. Они повсюду. Но и это не вся библиотека МА, только две третьи. Одна третья библиотеки находится в его летнем кабинете. Всего же в библиотеке МА насчитывается почти 10000 книг. 5 часть этих книг, это подарки его друзей, авторов этих книг с дарственными надписями и автографами. Здесь находится уникальная коллекция автографов Серебряного Века – почти 2000 экземпляров. К концу жизни Макс говорил так «Читать в этой библиотеке более нечего, увы. Приходится перечитывать все заново». Не зря ребята называли Макса умным. Было всего лишь одно правило, книгу за порог этой комнаты не выносить. МА пытались даже обвинить в жадности, но он отвечал так «да, но это святая жадность».

От моего дома до кромки воды 90 шагов. Сейчас не осталось и 30. Воздушные потоки связанны с тем, что ветер, который дует со стороны моря, ударяется о горы. Затем он взмывает вверх, образовывая так называемые, восходящие потоки воздуха. Осадки здесь крайне редкие. Территория засушливая. Если здесь и дет дождь, то это как правило 10 – 15 мин.

Восходящие потоки воздуха здесь оценили авиаторы и авиаконструкторы. Впервые их заметил МА Волошин. Он просто прогуливался по холмам Коктебеля. С его головы срывает шляпу и она несколько часов парит на одном месте. Он в этот же день пишет письма друзьям, Королеву, Антонову, рассказывает им о интересных явлениях и приглашает их к себе. Они не заставляют себя ждать, и, убедившись в сказанном,  вскоре открывают летную школу на Горе Климентьева. Которая в Советское время была испытательным центром, а также Центром подготовки летчиков космонавтов. Именно там первичную подготовку проходили Гагарин, Тережкова и другие. Сейчас эта школа является Центром дельтапланеризма в Крыму. Недавно, на территории этой школы был установлен памятник «соломенной шляпе» Макса. Она явно заслужила свое место в авиации.

«Пойми простой урок моей земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет всё — Европа и Россия,
Гражданских смут горючая стихия
Развеется… Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи…
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля — извечно те же.
Поэтому живи текущим днём.
Благослови свой синий окоём.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас».

 

Туристам на заметку

Чтобы взобраться на гору Кучук-Енышар вам потребуется не много времени, но как и на Мысе Хамелеон там дуют сильные ветра. Не забудьте взять теплую одежду и достаточное кол-во воды так как возможность приобрести эти вещи поблизости отсутствует. Если вы решили поехать своим ходом, вам придется оставить машину возле поста пограничников и подниматься вверх пешком в течение 10 минут.

Для комфортного междугороднего трансфера с гидом по Крыму воспользуйтесь нашим предложением – введите в диалоговом окне ОТКУДА вас нужно забрать и КУДА доставить, впишите НОМЕР телефона и нажмите кнопку ЗАКАЗАТЬ. Мы обязательно свяжемся с вами и организуем самый удобный для вас трансфер. Наш гид не только расскажет вам о достопримечательностях, но и произведет  видео и фото-съёмку с помощью дрона, что оставит вам незабываемые впечатления.

Для комфортного междугороднего трансфера с гидом по Крыму воспользуйтесь нашим предложением – введите в диалоговом окне ОТКУДА вас нужно забрать и КУДА доставить, впишите НОМЕР телефона и нажмите кнопку ЗАКАЗАТЬ. Мы обязательно свяжемся с вами и организуем самый удобный для вас трансфер. Наш гид не только расскажет вам о достопримечательностях, но и произведет фото- и видеосъёмку с дрона. Вы сохраните чудесные впечатления о Крыме навсегда!