RUS/ENG

Недалеко от города Старый Крым есть замечательное сакральное место – древний, но все еще действующий мужской армянский монастырь СурбХач. Эта обитель – объект национальной гордости армян всего мира и заслуженно украшает многие фото и видеоматериалы, посвященные Крыму. Сейчас в монастыре живут 4 человека. Отец-настоятель и 3 послушника. Один из них – охранник.

По ходу прочтения статьи вы сможете посмотреть великолепные кадры монастырской усадьбы, снятые дроном с высоты птичьего полёта.

 

surb hatch armyanskij monastyr krym 01

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Местонахождение монастыря.
2. Исторические факты и легенды о создании монастыря
3. Устройство монастыря и внешний вид
   3.1 Братский корпус
   3.2 Фонтаны и сад
   3.3 Внутреннее убранство
4. Информация для туристов
5. Как добраться
6. Путешественнику на заметку

 

 

Местонахождение монастыря Сурб-Хач

Древний монастырь СурбХач расположен в Кировском районе, на склоне горы Карасан-Оба (также Грыця) – одном из северо-восточных отрогов Главной гряды Крымских гор. В честь обители гору также называют Монастырской или Святого Креста. К подножию горы спускаются воды реки Чурук-Су, а вершину, поросшую лесом, венчает армянская церковь. Ближайший город – Старый Крым, расположен в трёх километрах к северо-востоку.

surb hatch armyanskij monastyr krym 02

Сурб Хач («сурб» в переводе с армянского – «святой», а «хач» - «крест») – единственный хорошо сохранившийся в Крыму монастырский комплекс Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков. Он многократно обновлялся и перестраивался в течение своей многовековой истории. Существующие сейчас постройки созданы в разное время, но объединены общими архитектурными традициями средневековой армянской архитектуры.

Интересный факт: раньше назад «хачами» или «хачиками» называли носящих святой крест на груди, независимо от национальности.Хачами называли и русских и украинцев и греков. Эти слова не имели никакого негативного смысла как сейчас.

На рубеже XIII-XIV веков с разрешения правителей Золотой Орды на Крымский полуостров прибыли армяне из города Ани. Этот город был полностью разрушен сильным землетрясением. Жителям позволили поселиться в опорном пункте Золотой Орды на полуострове–Карсан (сейчас Крым), в городе Сурхат (ныне Старый Крым), Карасубазаре (Белогорск) и в Кафе (современная Феодосия). Благодаря массовому переселению появились новые села, городские предместья и значительно возросла численность населения уже существовавших в Крыму армянских поселений пришедших сюда первой волной XI веке.

Армяне – космополитическая нация. Издревле они уезжали за пределы Армении и основывали диаспоры в новых местах, принося с собой ценности своей культуры. Армянское письмо является одним из самых древних на планете. Армянский алфавит создал Месроп Маштоц в 406 г. для перевода Библии на язык, понятный армянам. Они первыми приняли христианство на государственном уровне.

 

Под кат:

История и легенды о принятии христианства в Армении

С 287 по 330 год в Великой Армении правил царь-язычник Трдат III. Первых христианпо его указу арестовывали, отбирали имущество, а укрывающих их – казнили. Самой значимой фигурой в процессе обращения Армении в христианство, стал Григорий Просветитель. Его отец, подкупленный персидским царем, убил отца Трдата – царя Хосрова. Григорий – единственный оставшийся в живых из всей семьи, был воспитан в христианском веровании и впоследствии поступил на службу к Трдату, чтобы искупить грех отца. Во время очередного совершения обряда во имя языческой богини, Григорий отказался принести жертву, за что был брошен царем в темницу смертников – колодец со змеями, где пробыл 13 лет.

Позднее царя Трдата III поразил тяжёлый недуг – нервное заболевание, называемое в народе «свиным». Паралич никак не поддавался излечению. По легенде, сестре царя неоднократно снился сон, в котором Григорий Просветитель исцелял брата. Так и вышло – освобожденный Григорий молитвами излечил Трдата и убедил уверовать в Иисуса Христа. Приняв крещение, армянский царь приложил все усилия для распространения христианства в Армении, сделав его государственной религией. Несогласных он сажал на кол и планомерно уничтожал все атрибуты, связанные с язычеством. Таким образом с 301 года Армения стала христианским государством.

Грузия приняла христианство в 326 году. Святая Нунэ – проповедница из Армении исцелила жену грузинского царя и тот, проникшись благодарностью, принял христианство своей религией. Для справки, Византия приняла христианство в 313 году, когда император Константин издал Миланский эдикт. Киевская Русь приняла христианство в 988.

 

Исторические факты о создании монастыря

Города Сугдея (Судак), Кафа (Феодосия), Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и другие крымские города принадлежали генуэзцам. Они предпринимали активные попытки обратить прибывших армян в католичество, однако согласились на прохождение обряда немногие. Большинство армян перебрались вглубь полуострова, и поскольку власть генуэзцев там была слаба, переселенцы продолжили веровать так, как им хотелось.

Историки считают, что монастырь Сурб Хач стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм. На 70 тысяч населения Кафы 45 тысяч составляли армяне. В начале XIV века в Кафе было уже 38 действующих армянских храмов, это больше, чем сейчас вообще есть в Феодосии.

По преданию, духовный предводитель армян Ованес Себастаци увидел на небе знамение – огромный огненный крест и принял решение возвести на этом месте большой христианский монастырь. При поддержке брата Гхазара Ованес купил у генуэзцев участок земли в 50 гектаров и приступил к возведению обители.

В 1358 г. была создана главная церковь монастыря, получившая название Сурб Ншан (Святого Знамения). Купол церкви украсил крест, сохранившийся после разрушения землетрясением главного храма Ани, построенного еще в IV веке. По другим источникам в храме хранилась бесценная реликвия Святое Знамение – предмет обрядовой утвари, содержавший частицу Господнего креста.

История монастыря изобилует фактами разрушения мусульманами и редкими периодами расцвета. Число построек росло, как и количество братии монастыря. Нередко он служил убежищем для народа во время войн и притеснений христиан.

Сурб Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь работало духовное училище, писались и хранились книги, часть из которых сохранилась до наших дней. В стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, здесь им были написаны поэмы и стихотворение «Жалоба по поводу комаров» (1614 г.), по которой можно составить представление о быте монахов. В монастыре работал шведский историк Иоганн Тунманн.

В Крымском ханстве проживали люди разных национальностей. Верующие в Аллаха платили одно количество налогов. Верующие в другого бога платили больше – к сумме добавлялся еще налог на гяуров –«неверных». Это всех устраивало - правительство получало дополнительный доход, а «неверных» никто не притеснял.

В 1778 г. спокойная жизнь закончилась. Из-за политики Екатерины II, стремящейся подорвать экономическое благосостояние независимого Крымского ханства, армяне были полностью выселены за пределы Крымского полуострова.

Екатерина II вполне здраво смекнула, что, выселяя христиан, она выселяет основных налогоплательщиков и это приведет Крымское ханство к разорению. А так как Крымское Ханство только вышло из состава Турции, оно будет искать помощи у России. Так оно и случилось. Последний Крымский хан Шахин Герая пошёл на сделку с Россией и вошёл в ее состав практически добровольно 8 апреля 1783 года.

Духовенство собрало монастырские ценности, оставило крымскую обитель и переселилось на Нижний Дон, где был основан город Нахичевань-на-Дону. В 1783 г. там был заложен новый монастырь с тем же именем – Сурб Хач.

В начале XIX века армянам разрешают вернуться в Крым и монастырь возрождается. До революции 1917 г. обитель владела обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин. После все постройки приходят в обветшание из-за гонений духовенства.

В 1925 г. Ленин издает указ о запрете религиозной деятельности. Монастырь сначала преобразуют в санаторий, затем в пионерский лагерь. Перестройка нанесла монастырю большой ущерб – в ход шли бесценные хачкары и плиты с древними надписями. Многое было разворовано и уничтожено. Какое-то время монастырь использовался как склад.

В Великую Отечественную войну здесь проходило много боевых действий, монастырь в качестве базы использовали партизаны. Фашисты боролись с партизанским движением максимально жёстко, выжигая все их базы. Монастырь чудом уцелел, хотя фашисты планировали его просто взорвать. Взрывом от снаряда был разрушен заезжий дом, пострадали здание келий и надстройка трапезной, в стенах образовались трещины и обрушения. Сурб Хач надолго был брошен.

В 1968 г. состояние монастыря оценивалось специалистами из Армении неудовлетворительным, но ничего существенного сделано не было. В 70-х годах был создан проект реставрации, монастырь планировали сделать домом отдыха. По этому проекту был восстановлен верхний фонтан.

В начале девяностых весь монастырь Сурб Хач представлял собой руины, погруженные в груды строительного мусора. Тогда туда и пришёл монах-отшельник по имени Акоп. В течение нескольких лет он самостоятельно восстанавливал монастырь и заросшую территорию, затем удалось привлечь внимание государства к великой армянской святыне.

Основные и очень важные реставрационные работы проводились в монастыре в 1993-2001 гг., их финансировало правительство Крыма с поддержкой Крымского армянского общества.

С 1993 г. крымские армяне стали отмечать в Сурб Хаче церковные праздники, в храме Сурб Ншан проводились богослужения. Двери монастыря всегда были открыты перед многочисленными туристами и паломниками. В 2002 г. монастырь был передан Религиозной общине Армянской Апостольской Церкви города Старый Крым. Государственное финансирование реставрационных работ в Сурб Хаче прекратилось и случилось затишье на 6 лет. Состояние монастыря по мнению реставраторов ухудшилось, а текущие ремонты велись неправильными материалами, без учета древности построек.

К дате празднования 650-летия монастыря в 2008 г. реставрация была завершена и длилась всего полгода. Учёные полагают, что непрофессионалами были допущены серьезные технологические нарушения, исторический облик памятника нарушен и снова нуждается в восстановлении. Как бы там ни было, к монастырю проложили хорошую дорогу, ожидая визита на празднование украинского президента Виктора Ющенко и армянского президента Сержа Сарасяна. Визит они, правда, отменили. Зато на торжество приехал Гарегин II (132-й Верховный Патриарх и Католикос всех армян, первоиерарх Армянской Апостольской Церкви) и остался очень доволен восстановлением святыни. С ним приехали монахи из Армении.

С 2009 г. монастырь является действующим. Настоятель — иеромонах отец Айрик (Оганисян), викарий Крымской епархии ААЦ. В 2010–2011 годах на территории комплекса сооружена открытая кухня-трапезная для посетителей и сувенирная лавка.

В 2016 г. стараниями викария иеромонаха Мхитара Григоряна над зданием келий установлена двускатная крыша из керамической черепицы.

В 2017 г. федеральными властями финансирована замена аварийной крыши церкви. Камень новой кровли привезен из Армении, откуда приглашены и мастера, установившие ее.

 

Устройство и внешний вид

Основные монастырские здания расположены по периметру замкнутой ломаной. Наружные стены – мощные и местами высокие, в целом монастырь напоминает грозную средневековую крепость, укрытую массивным панцирем. Только расположенные на большой высоте кельи второго яруса имеют окна. Говорят, после смерти последнего правителя золотой орды – хана Джанибека всюду процветал бандитизм, поэтому монастырь был выстроен с учетом необходимости защищать людей от разбойников.

 

Братский корпус (келии)

Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа».

На первом этаже братского корпуса 8 помещений (келий), перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имеют выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонны, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

 

К наиболее раннему периоду относят церковь Сурб Ншан и гавит (притвор) с дозорной башней. Внутри на куполе храма имеется стихотворная надпись: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 г., начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…».Храм снаружи прямоугольный, изнутри – крестообразный, с массивным куполом. Древняя запись(1368 г.) гласит: «Храм дивный, нарядный, арочный, с куполом из тесаных камней». Основа здания – бутовый камень, декор – тесаные блоки, что характерно для крымской средневековой строительной традиции. Изнутри стены покрывала штукатурка, внешнее убранство храма составляют два хачкара над окнами и красивые блоки на венце корпуса и купола здания.

В церковь ведет вход из гавита, пристроенного с запада в последней четверти XIVвека. Перед входом установлены каменные ступени и резной портал со стрельчатой аркой.

Просторная двухзальная трапезная монастыря Сурб Хач, судя по конструкции и декору, возведена в начале XV века. Под ней располагались подвалы для хранения монастырского имущества и провизии. В северном зале трапезной устроены камин с арочной перемычкой и печь. Имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник Вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Из южного зала в подвальные помещения ведёт двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу.

 

Второй этаж над трапезнойявляется местом проживания настоятеля и монахов, был надстроенв XIX веке. На сохранившейся гравюре того времени он являл собой несколько небольших помещений с террасой, окруженной парапетом. Сюда ведет каменная лестница из атриума, под ней устроена ниша внутреннего фонтана, построенного в 1836 г. и арочный проём, ведущий к центральным воротам. С юга к трапезной примыкает небольшое подсобное строение, скорее всего привратницкая и хлев (конюшня) в одном помещении.

Храм и гавит отделяются от трапезной атриумом – внутренним парадным двориком. На его территории существовало много построек, но они были снесены в ходе многочисленных переделок.

В южной части комплекса расположены обитель, состоящая из малого внутреннего дворика и Г-образного здания с кельями.Согласно армянской литографии она построена в 1694 г. Верхний этаж келий сейчас не доступен, нижний можно осмотреть.

В 1906 г. был построен заезжий дом для паломников и гостей. Он располагался вне замкнутого монастырского комплекса. Постройка была полностью разобрана после Великой Отечественной войны из-за ветхости, а на ее месте в 1976 г. построена гостиница по образу прежней.

Таким образом, современная усадьба монастыря Сурб Хач состоит из следующих обьектов:

  • Главная церковь СурбНшан (св. Знамения), 1358 год
  • Трапезная XVIII в., с достроенным в XIX в. вторым этажом;
  • Кельи (братский корпус), 1694 год;
  • Три фонтана и лестницы XVIII—XIX веков в монастырском саду.

На территории комплекса имеется музей, посвящённый истории монастыря. Экспозиция составлена из предметов, найденных при археологических раскопках. Есть точная модель монастыря Сурб Хач, представляющая его архитектурную композицию. Имеется небольшая монастырская лавка с предметами культа, связанными с армянским богослужением.

 

Фонтаны и сад

К западу, на склонах небольшого оврага, разбитых на террасы, располагались монастырские сады и огороды. На верхней и нижней террасах, сохранились три фонтана с кристально чистой родниковой водой. К нижнему фонтану ведет каменная лестница в пять маршей.

Первый (нижний) – источник молодости

Второй – источник красоты

Третий (верхний) – источник здоровья

 

Архитектурно фонтаны представляют собой прямоугольную каменную тумбу с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вытекая из резервуара, родниковая вода направляется по трубе и выливается в каменный бассейн.

Самое раннее упоминание о фонтанах монастыря Сурб Хач относится к 30-м годам XVII века, но вероятно они были устроены гораздо раньше. Верхний фонтан стоит на вершине оврага, над террасами. Его фасад с аркой сложен из хорошо обработанных блоков камня-известняка и обрамлен профильным карнизом. Когда-то в него была вставлена мраморная плита с изображением латинского креста, клобука и ангелов над облаками. К сожалению, она была похищена.

Вода к фонтанам подводится по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону подземных источников – у каждого фонтана свой. Целебные свойства их кристально чистых, холодных вод известны с древнейших времен. Окислительно-восстановительный потенциал воды - 50 миллимоль на литр, т.е. она слабокислая или как ее еще называют - живая.

 

Внутреннее убранство

На стенах строений монастыря Сурб Хач сохранилось множество древних памятников – надписей (напоминальных, поклонных, дарственных или мемориальных), гравировок, надгробий, росписей, элементов декора. Здесь определенно есть на что посмотреть.

 

Зайдя внутрь церкви СурбНшан, вы увидите на полу погребальные плиты с выгравированными на них эпитафиями. По армянскому укладу, когда эпитафия будет полностью стёрта с надгробной плиты подошвами прихожан, душа умершего освобождается от земных оков.  Поэтому в храмах и обителях, «важных» усопших хоронили прямо напротив входа, а «менее важных», но имеющие отношение к монастырю - справа и слева от входа, куда наступают реже. У центральных надгробий в СурбНшанеэпитафииуже стерлись, а у плит справа и слева еще остались.

К элементам внутреннего убранства монастыря относятся хачкары- кресты, высеченные в камне и сопровождаемые надписью на армянском языке. Все хачкары посвятительные - связаны с каким-то значимымтраурным или праздничным событием. Например,произошел пожар, но всех спасли или случилось кораблекрушение и погибли люди. В память о разных событияхиз кладки вынимали обычный камень и вместо него устанавливалимемориальный. Их в монастыре очень много, старейший датируется 1401 г. Благодаря им, историки черпают очень много ценнейшей исторической информации.

 

Чем интересен армянский монастырь для туристов?

Убранство и церковный уклад в храмах ААЦ отличается от РПЦ. Армяне гордятся тем, что относятся к древневосточным христианским церквям иимеютпорядок проведения обрядов такой же, как и 1700 лет назад. Увидеть это своими глазами - очень интересное и вдохновляющее событие для верующего человека.

В середине лета армяне празднуют Вардар (в память св. Иоанна Крестителя). На небольшой площади у монастыря устраивается большая ярмарка – продаются изделия народных ремесел, выступают творческие коллективы. Празднуются на площади и другие события. Паломники традиционно наполняют свои сосуды святой водой из фонтана.

На Вардар собираются армяне не только из стран бывшего Союза, нередко бывают гости из Сирии, Турции, Израиля, Франции, США. Мероприятия, в основном, организовываются жителями Судака и предместий. В торжествах могут принять участие не только армяне, но всякий посетитель любой религии и национальности.

Не забудьте, что СурбХач – действующий мужской монастырь Апостольской церкви Армении. Согласно церковному уставу, женщинам непозволительно входить в кельи и хозяйственные здания монастыря. Но можно осмотреть внутренний дворик, церковь, трапезную, побывать у фонтанов.

 

Как добраться

Если вы на машине, то надо просто вбить в Яндекс-навигатор «сурб-хач» и он доведет вас до нужного места. Также, добраться до монастыря Сурб Хач в Крыму можно на общественном транспорте. Подойдет любой автобус в направлении Керчи или Феодосии. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач / 3 км», к нему ведет асфальтированная дорога. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, едут подороге «Приветное — Старый Крым».

У монастыря есть автостоянка.

 

 

Путешественнику на заметку

Монастырь Сурб-Хач – место паломничества не только крымских армян, но и всех верующих Апостольской церкви Армении. С территории монастыря открываются прекрасные виды на Старый Крым и его окрестности. Посетители и туристы дают положительные отзывы об этом месте, хотя не многие могут запомнить значение слова «Сурб-Хач». Вот видеообзор этого места.

Для комфортного междугороднего трансфера с гидом по Крыму воспользуйтесь нашим предложением – введите в диалоговом окне ОТКУДА вас нужно забрать и КУДА доставить, впишите НОМЕР телефона и нажмите кнопку ЗАКАЗАТЬ. Мы обязательно свяжемся с вами и организуем самый удобный для вас трансфер. Наш гид не только расскажет вам о достопримечательностях, но и произведет фото- и видеосъёмку с дрона. Вы сохраните чудесные впечатления о Крыме навсегда!